В 23:01 EST 17 ноября, примерно через 27 часов после старта с мыса Канаверал, капсула SpaceX Crew Dragon с четырьмя астронавтами пристыковалась к Международной космической станции (МКС), что стало вторым успешным полетом на МКС с территории США после программы космических шаттлов. закрыта в 2011 году.
Не менее важно для SpaceX, что это была первая «оперативная» миссия компании на МКС с космическим кораблем, имеющим рейтинг как человека, так и сертифицированный НАСА. Действительно, на сегодняшний день SpaceX имеет единственную действующую коммерческую систему космических полетов, которая соответствует этим двум стандартам. Именно потому, что SpaceX сняла эту планку
, миссия, которая состоялась в минувшие выходные, была обозначена как «Экипаж-1», хотя это был второй космический корабль, который SpaceX отправил на космическую станцию с космонавтами на борту.
Завышенная цена, недостаточное предложение?
Компания Boeing, которая получила контракт с НАСА на разработку аналогичного космического корабля, предназначенного для людей, в тот же день, когда SpaceX получила свой контракт, еще не провела даже успешный беспилотный испытательный полет своего космического корабля Starliner к МКС. Его первая попытка, которая произошла почти год назад, не достигла МКС, поскольку двигатели космического корабля Starliner не сработали в нужное время.
Boeing по-прежнему планирует совершить вторую попытку беспилотного использования (стоимостью 410 миллионов долларов, которую оплатит сам Boeing), а затем последующую миссию на МКС с экипажем, но точные даты для обоих событий не объявлены, и наблюдатели за космосом предсказывают, что это продлится несколько месяцев перед тем, как космонавт с Боингом ступит на МКС.
Первый результат: с каждой неделей Boeing все больше отстает от SpaceX в корпоративной космической гонке.
Другой результат: чем дольше это будет продолжаться, тем больше Конгрессу придется подвергать сомнению решение НАСА заплатить Boeing 4,2 миллиарда долларов за строительство и полет его Starliner (который еще не достиг МКС), в то время как SpaceX взимала всего 2,6 миллиарда долларов (за Crew Dragons которые ходили туда дважды).
Что это значит для Боинга
Это быстро становится затруднительным для Boeing, но большая опасность для инвесторов заключается в следующем: что произойдет, если НАСА решит (или Конгресс скажет ему решить), что Boeing больше не заслуживает выплаты премии за запуски своих ракет на основании их превосходной надежности ?
Согласно данным S&P Global Market Intelligence, подразделение Boeing Defense, Space & Security в настоящее время является самым прибыльным бизнесом в Boeing, принося 9,2% операционной прибыли при выручке в размере 6,8 млрд долларов в последнем квартале (против 1,4 млрд долларов убытков у Boeing. Подразделение коммерческих самолетов). Конечно, это может измениться теперь, когда FAA разрешило осажденным самолетам Boeing 737 MAX возобновить полеты. Имея это разрешение, авиакомпании могут снова захотеть принять поставку уже заказанных самолетов 737 MAX или купить новые, если и когда спрос на авиаперевозки восстановится. (В этом прелесть ведения бизнеса промышленного конгломерата, такого как у Boeing. Когда одно подразделение дает сбой, другое может быть готово развернуться и компенсировать слабость.) Тем не менее, инвесторам можно простить то, что они желают, чтобы Boeing, чьи акции упали на 45%. в прошлом году, возможно, для разнообразия можно было начать работать сразу во всех цилиндрах.
И все еще может. В конце концов, после нескольких задержек запусков совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, United Launch Alliance, наконец-то вывело на орбиту свою ракету NROL-101 - 141-й успешный запуск компании подряд. Должно быть, это стало облегчением для космической компании.
И всегда есть надежда, что, когда Boeing, наконец, сделает свою следующую пару попыток Starliner, запуски пройдут без сучка и задоринки.
Тем временем на другом берегу океана у пары ключевых соперников Boeing возникли собственные проблемы. Во вторник во второй раз за три запуска ракета Arianespace Vega не смогла выйти на орбиту, что привело к потере миссии. За два дня до этого - примерно в то время, когда SpaceX Crew Dragon направлялся на орбиту - российское информационное агентство ТАСС объявило о раунде сокращения зарплат и увольнений в Роскосмосе.
Первое событие может иметь небольшое значение для Boeing, который обычно не конкурирует с Ariane в коммерческих миссиях, в то время как последнее событие может показаться более связанным с ожидаемой потерей доходов в Роскосмосе, если НАСА прекратит покупать места для астронавтов на борту российских ракет теперь, когда SpaceX доказал, что способен взять на себя эту миссию. Тем не менее, похоже, что Boeing не единственный среди космических компаний, которые сейчас испытывают трудности.
Но от этого звезда SpaceX только светится ярче.